Говоря о религиозной традиции тамплиеров, необходимо, прежде всего, учитывать то, что это был орден, сочетающий в себе как монашеский, так и воинский порядок.
Сам устав тамплиерского ордена был составлен святым Бернаром Клевросским (Bernard de Clairvaux; Bernardus abbas Clarae Vallis, 1091 Фонтен, Бургундия — 20 или 21 августа 1153, Клерво) — французский средневековый теолог, мистик, общественный деятель, цистерцианский монах, аббат монастыря Клерво (с 1117 года).
Именно под его влиянием на соборе в Труа 1128 года, (возглавляемом Матвеем Альбанским) был принят устав ордена.
Молитва
Как у любой духовной общины у тамплиеров существовали молитвенные правила, которые, впрочем, были необременительными.
В западном христианстве во времена крестовых походов считалось правильным проводить богослужение на особом, отдельном языке. На таком, что не применяют в обыденной, суетной жизни, на таком, на котором не принято ругаться. Таким языком для церкви запада являлась латынь. Это был язык молитвы.
Сегодня в нашей стране, где большинство это православное, славянское население, - подобным языком является церковнославянский. На нем так же не говорят, но именно на нем звучат славословия Богу.
Это конечно красивая традиция, использовать особый язык для молитвы и богослужений, однако это идет в разрез с желанием Духа Божия, сотворившего при рождении Церкви, в день Пятидесятницы особое чудо, даровав апостолам Христовым дар говорения на языках:
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
12 И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?
Этот дар явился свидетельством Воли Божьей относительно того, чтобы Слово Бога – Писание, звучало на всех языках, а не только на языках древности.
Но как бы там ни было, порядок, сложившийся в западном христианстве начала второго тысячелетия был таков, что молитвы читались исключительно на латыни. И тамплиеры, будучи людьми западной традиции, скрупулезно соблюдали принятый в их церкви обряд. Молитвенное правило было исключительно простым, каждый храмовник должен был молиться 7 раз за день:
1) Утреня (любое время с 3-х до 6-ти утра);
2) В первый час (любое время с 6-ти до 9-ти часов утра);
3) В третий час (любое время с 9-ти до 12-ти часов дня);
4) В шестой час (любое время с 12-ти до 15-ти часов дня);
5) В девятый час (любое время с 15 до 18-ти часов дня)
6) Вечерня (любое время с 18-ти до 21-го часа вечера)
7) Полуночница (любое время с 21-го до 0 часов ночи)
Поразительно то, что при взгляде на часовой циферблат мы с вами увидим удивительное, мистическое совпадение. Семиразовая молитва расположится как раз так, что обойдет четыре крайние точки циферблата утром и вечером – юг (6 часов); запад (9 часов); север (12 часов); восток (15 часов); юг (18 часов); запад (21 час); север (0 часов). И тем самым поделит время на 2 неравные части – 4 и 3.
Итак, в молитвенном бдении тамплиеров мы видим три особых числа:
2 (время до и после полудня) – символ Богочеловечности нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа
3 (время с девятого часа до полуночницы) – символ Святой Троицы
4 (время с утрени до шестого часа) – символ квадрата или прямоугольника устойчивой фигуры, форма ковчега, храма Божьего. Символ Церкви – Мистического Тела Христа.
Сама же цифра 7, количество молитв за день, так же мистична. Она означает полноту, шесть дней творения, и день святой, в который Творец почил от трудов своих:
Поскольку воины в своем большинстве не знали латинского языка, они молились крайне просто, каждый рыцарь, воткнув перед собой в положенный час свой меч в землю и обратив свой взор в то место, где рукоять меча в пересечении с лезвием образовывала крест, осенял себя крестным знамением, произносил:
In nomine Patris et Filii et Spiritus Sancti. Amen. | Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Далее читалась молитва «Отче наш» (естественно на латыни).
Латинский текст:
Pater noster,
qui es in caelis,
sanctificetur nomen tuum.
Adveniat regnum tuum.
Fiat voluntas tua, sicut in caelo et in terra.
Panem nostrum quotidianum da nobis hodie.
Et dimitte nobis debita nostra,
sicut et nos dimittimus debitoribus nostris.
Et ne nos inducas in tentationem,
sed libera nos a malo.
Quia tuum est regnum, et potestat, et gloria in saeculaAmen.
Русская транскрипция:
пАтер нОстер, кви эс ин чЕлис, - Отче наш, сущий на небесах.
санктифичЕтур нОмен тУум. – да святится имя Твое
адвЕниат рЕньум тУум. – да придет царствие Твое
фИат волЮнтас тУа – да будет воля Твоя
сИкут ин чЕло ет ин тЕрра. – как на небесах, так и на земле
пАнем нОструм котидиАнум – хлеб наш насущный
да нОбис xОдие. – дай нам сегодня
ет демИтте нОбис дЕбита нОстра – и оставь нам долги наши
сИкут ет нос демИттимус – как и мы оставляем
дебитОрибус нОстрис. – должникам нашим
ет не нос индУкас – и не введи нас
ин тентациОнем, – в искушение
сед лИбера эст рЕньум эт потестАт эт глОрия Ин сЕкула – ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки.Амен - Аминь
С заключительным «Аминь» молитва оканчивалась. Как видно, ничего сложного в молитвенном правиле тамплиеров не было. Однако это было не все. Храмовники обязаны были также присутствовать на богослужениях, которые велись капелланами.
Пост
Кроме того, им было предписано регулярное питание и непродолжительный пост трижды в неделю (понедельник, среда, пятница), что давало возможность находиться в форме, во время поста рыцари не вкушали мяса, однако в эти дни воздержания им подавали три других блюда.
Почему время поста это именно понедельник, среда и пятница?
В понедельник постятся в память бесплотных ангельских сил, чтобы испросить особой помощи от Ангелов. В среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят.
Что касается трапезы, то трапеза проходила совместно, во время ее читалось Священное Писание. Братья ели по двое из одной миски, чтобы один мог помешать другому излишествовать, или соблюдать чересчур строгий пост. Для постулантов, конюших и опоздавших накрывали второй стол. Послеобеденные молитвы читались в часовне. Ночью при желании можно было легко перекусить.
Однако братьям приходилось соблюдать пост гораздо чаще, чем того требовал общий порядок Церкви. Церковь советует верующим придерживаться двухдневного поста на неделе, – в среду и пятницу. А храмовники, как уже было сказано выше, постились три раза.
По уставу им следовало причащаться минимум три раза в год и присутствовать на мессе три дня в неделю, один из которых обязательно воскресение - День Господень. Милостыню также следовало подавать трижды в неделю всей общиной.
Облачения
Рыцари носили особые облачения, по которым их можно было узнать, – белые плащи, а постуланты коричневые или черные.
Капелланы отличались от остальных тем, что в знак христианского смирения носили черные плащи даже будучи рыцарями, словно постуланты. С1146 г., Папа Евгений III, покровитель тамплиеров, приказал им нашить на левую сторону плаща красный крест, который должен был отличать их от простых постулантов.
Откуда взялась традиция носить черный плащ у капелланов? Капеллан, будучи лицом духовным, обязан был быть служителем всем, согласно слов Спасителя обращенным к ученикам своим: «кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мт. 20.26-27). Однако когда капеллан получал епископский сан, то тоже имел право носить белый плащ, но лишь только для того, чтобы отличить высокий духовный титул, в котором по призванию он оставался все тем же смиренным служителем Христовым.
Современность и духовная практика тамплиеров
Духовную практику тамплиеров вполне возможно применять и сегодня даже для вполне занятого человека, погруженного в ежедневные, житейские заботы. И, в общем-то, именно благодаря тому, что храмовники умело сочетали практическое служение церкви Христовой с духовными правилами.
В частности простая молитвенная практика, состоящая из чтения великой молитвы христианства «Отче наш» по часам, вовсе не обременительна для современного человека.
В определенный час, можно найти время для того, чтобы остановившись в суете дня обратить свой взор ввысь, перекреститься, и произнести простое молитвенное правило:
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки.Аминь.
Для рыцаря тамплиера, по своей духовной традиции относящемуся к православной традиции, вполне возможно прочтение этой молитвы на старославянском языке:
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.Аминь.
Желающие же придерживаться традиционного латинского варианта, так же могут выучить «Отче наш» и на латыни. Молитва небольшая, это несложно сделать. Впрочем, разницы оттого на каком языке будет произнесена молитва – не будет. Главное, не забывать молиться.
Что касается поста, то вариант с перемежающейся мясной и скоромной пищей в течении недели сказывается очень благотворительно на здоровье человека. Мясо это довольно тяжелый продукт, и питаясь им через день, мы тем самым даем организму возможность восстановиться, разгрузить себя.
Впрочем, каждый человеческий организм относителен. Не бывает абсолютно одинаковых людей. Кроме того, в наш безумный, все ускоряющийся век сложно придерживаться строгой диеты, а потому, можно вполне начать с того, чтобы установить себе за правило придерживаться этого порядка хотя бы в недели Рождественского или Великого поста.
Так умаляясь, совершенствуя себя постом и молитвой, рыцарь на практике вступит на путь отраженный в главном девизе тамплиеров всех веков: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Псалом 113.9).
Брат И. Теолог