Тамплиеры и Гнозис

Орден тамплиеров, основанный в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном и Готфридом Сент-Омерским, стал одной из самых могущественных и загадочных организаций Средневековья. Их первоначальной целью была защита паломников на пути в Святую Землю после Первого крестового похода. Король Иерусалима Балдуин II предоставил им место на Храмовой горе, откуда и произошло их название.

Благодаря щедрым пожертвованиям и умелому ведению финансовых дел тамплиеры построили сеть укрепленных монастырей по всей Европе и Святой Земле, участвовали в ключевых сражениях крестовых походов, осуществляли дипломатические миссии. Но отношения тамплиеров с церковными и светскими властями не всегда были безоблачными. Их независимость, секретность и растущее влияние вызывали опасения и зависть.

В начале XIV века против Ордена были выдвинуты обвинения в ереси, богохульстве, идолопоклонстве и других грехах. Под давлением короля Франции Филиппа IV и при содействии папы Климента V сотни тамплиеров были арестованы, подвергнуты пыткам и казнены, а Орден был официально распущен в 1312 году. Их обвиняли в поклонении идолу Бафомету, проведении загадочных ритуалов, хранении реликвий вроде Святого Грааля и Ковчега Завета.

Но тамплиеров окружали не только интриги и преследования. Многие верили, что они обладали тайными знаниями и оккультной мудростью, полученными на Востоке. Символы тамплиеров — красный крест на белом плаще, два всадника на одном коне, череп и скрещенные кости — до сих пор будоражат воображение и порождают самые фантастические теории.

Некоторые исследователи утверждают, что уцелевшие после разгрома тамплиеры нашли убежище в Шотландии и стали предтечами масонства. Другие связывают с ними загадочные памятники вроде Росслинской капеллы или дуба Жака де Моле. Третьи ищут следы их пребывания в Америке задолго до Колумба. Наконец, есть мнение, что тамплиеры были хранителями древних эзотерических учений — возможно, восходящих к гностикам, катарам или ессеям.

Гностицизм зародился в первые века нашей эры на стыке различных духовных традиций: иудаизма, христианства, греческой философии, зороастризма, египетской и месопотамской религий. Само слово «гнозис» в переводе с греческого означает «знание» - но не просто интеллектуальное знание, а глубокое внутреннее постижение, откровение, позволяющее человеку соединиться с запредельным источником бытия.

Гностики верили, что материальный мир сотворён не истинным богом, а низшим существом, демиургом. Человеческие души - частицы божественного света, заключённые в темницу плоти. Цель гностика - пробудить в себе искру духа, обрести спасительное знание (гнозис) и вырваться из круговорота рождений и смертей.

«Афинская школа» — фреска работы Рафаэля Санти в Станца делла Сеньятура («Зале указов») Ватиканского дворца

Гностические учения были весьма разнообразны. Наиболее известны школы Валентина, Василида, Маркиона, Карпократа, сифиан, офитов. Но при всех различиях их объединяло представление о трансцендентном Боге, недоступном ограниченному человеческому разуму, о падшести материи и необходимости духовного пробуждения через тайное знание.

Самой ценной находкой гностической литературы стала библиотека Наг-Хаммади, обнаруженная в Египте в 1945 году. Она включает 52 гностических сочинения, в том числе Евангелие от Фомы, Евангелие Истины, Апокриф Иоанна, трактаты Зостриан, Аллоген. Это бесценные источники, проливающие свет на малоизвестные страницы раннего христианства.

С самого начала гностицизм воспринимался официальной церковью как опасная ересь. Гностиков осуждали за дуализм, докетизм, отрицание творения, искажение образа Христа. После долгой борьбы ортодоксальное христианство одержало верх, а гностические течения были вытеснены на обочину истории. Но, словно подземная река, гностические идеи продолжали питать различные мистические и еретические движения Средневековья и Нового времени - богомилов, павликиан, катаров, альбигойцев.

Иерусалим

Связь между гностиками и тамплиерами уже давно вызывает интерес у исследователей. Орден Храма возник на Святой Земле, где теплилась память о гностических сектах первых веков. Тамплиеры имели широкие контакты с мусульманами и восточными христианами, многие из которых были носителями гностического мировоззрения. Среди реликвий и сокровищ, привезённых рыцарями с Востока, могли быть гностические тексты и предметы культа. Наконец, сами обвинения в адрес тамплиеров - тайные ритуалы, отречение от Христа, поклонение идолам - напоминают типичные претензии средневековой церкви к гностическим и дуалистическим ересям.

Некоторые считают, что сами тамплиеры изначально воспринимали себя не просто как монашеский орден, но как хранителей сокровенного христианского предания, восходящего к гностическим и иоаннитским кругам ранней Церкви, связанным с апостолом Иоанном и Марией Магдалиной. В этих кругах Христос воспринимался не столько как искупительная жертва, сколько как мистический посвятитель и податель тайного знания. Высшей целью было обретение гнозиса, трансформирующего сознание и открывающего путь к богопознанию.

На печатях тамплиеров нередко изображался Абраксас — божество из гностического пантеона. Абраксас имел синкретическую природу, объединяя черты солнечных богов, образ высшего Абсолюта и идею единства противоположностей. Его имя, согласно греческой гематрии, равнялось числу дней в году — 365. Появление Абраксаса на тамплиерских печатях 13-14 веков рядом с надписью "Secretum Templi" указывает на то, что этот символ имел глубокое значение, связанное с внутренним эзотерическим учением ордена.

Другой интригующий аспект — почитание тамплиерами Иоанна Крестителя. Эта фигура всегда занимала важное место в гностической традиции. Некоторые школы видели в нем истинного пророка и предтечу Христа, обладателя высшего знания. Для мандеев он был величайшим из учителей, подлинным воплощением Света. Примечательно, что глава ордена тамплиеров имел титул "Nautonnier" (Кормчий), ассоциирующийся с Иоанном.

Конечно, большинство этих версий остаются гипотетическими. Прямых доказательств связи тамплиеров с гностиками у нас нет. Но параллелей и созвучий между ними действительно немало. В их основе — общая идея духовного странствия, поиска высшей истины, сокровенного знания, преображающего человека. И тамплиеров, и гностиков влекла София, божественная мудрость за пределами догм и доктрин.

В целом, хотя прямые свидетельства связи тамплиеров с гностическими учениями довольно скудны, косвенные параллели прослеживаются на многих уровнях. Это не значит, что тамплиеры были "гностиками" в узком смысле слова. Скорее, они находились под влиянием широкой традиции духовного поиска, жажды непосредственного богопознания, стремления проникнуть в тайны мироздания. Традиции, которая роднит гностические школы с исихазмом, суфизмом, каббалой, алхимией и другими "путями внутреннего делания".

И в наши дни интерес к гностицизму растет. Многие современные искатели, разочаровавшись в догматах церкви и материализме науки, тянутся к недогматической мистической духовности. В гностических текстах они находят глубокую мудрость о природе человека, вселенной и божественного; динамический творческий миф, побуждающий к познанию себя и мира. Идея о священной искре внутри каждого созвучна холистическим и трансперсональным подходам в психологии. Гностическая концепция Софии, женского начала Божества, перекликается с поисками Священного Женственного и гармонии начал.

Возможно, самый ценный урок, который гностики и тамплиеры оставили нам сквозь века — это понимание духовности не как пассивного принятия внешних догм, а как активного преображающего поиска. Поиска живого знания, творческой мудрости, целящего просветления. Такой поиск требует мужества, усилия, верности. Готовности пройти через лабиринт парадоксов и испытаний, взглянуть в лицо теням внутри и снаружи, довериться зову своей глубинной сути. Но именно в нем, быть может, заключена надежда и смысл — для отдельного человека и для человечества в целом.

Обращение к наследию гностиков и тамплиеров сегодня — не просто исторический интерес. Оно созвучно глубинным духовным поискам современного человека, направленным на обретение целостности, в которой сливаются воедино вера и знание, религия и наука, внутренний опыт и общечеловеческие ценности.

Библиография

  • "Библиотека Наг-Хаммади в английском переводе." гл. ред.: Джеймс М. Робинсон
  • Бейджент, М., Ли, Р.Х., Линкольн, Г. "Святая кровь и священный грааль"
  • Бузлов, И. "Генезис и эволюция образа"
  • Йонас, Х. "Гностицизм"
  • Международный орден гностических тамплиеров www.gnostictemplars.org
  • Пейджелс, Э. "Гностические евангелия"
  • Робинсон, Дж. Дж. "Рожденные в крови. Утраченные секреты масонства"
  • Трофимова, М.К. "Историко-философские вопросы гностицизма" (Наг-Хаммади, II, сочинения 2, 3, 6, 7)
  • Хеллер, С. "Гностицизм. Новый взгляд на древнюю традицию внутреннего знания"
  • Холл, М.П. "Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии"
  • Хосроев, А.Л. "История манихейства (Prolegomena)"
  • Чертон, Т. "Гностическая философия. От древней Персии до наших дней"
  • Шарпантье, Л. "Босэан. Тайна тамплиеров"
  • Эвола, Ю. "Учение о пробуждении. Очерк буддийской аскезы"